Удивительная наука кинезиология

Многих людей слово «кинезиология» удивляет. Далеко не все его слышали. Тем не менее, это научная и практическая дисциплина. Она преподается в медицинских и физкультурных вузах. Название переводится с греческого как «наука о движении». Кинезиология – дисциплина, изучающая мышечную работу. То есть исследует механику движений. Также она изучает развитие мозга через движение. Именно последний аспект очень важен для работы с детьми.

наука

Зародилась наука в СССР и называлась биомеханикой. Под этим названием и преподается в вузах до сих пор. Но биомеханика в западном понимании – только часть дисциплины, изучающая механические основы движения. На самом же деле кинезиология – более обширное понятие. Она изучает основы движения механические, физиологические и психологические. Дисциплина состоит из нескольких частей: остеопатии, нейропсихологии, мануальной терапии и т.д.

Чтобы найти проблему в организме, кинезиология использует мышечный тест. Человек вытягивает вперед руки, доктор задает вопрос. Так как мозг и тело взаимосвязаны, мозг передает сигнал мышцам. Те реагируют, специалист улавливает реакцию. Подход базируется на том, якобы наш организм знает все ответы. Мне лично сложно это представить, мистика какая-то. И как учат врачей делать диагностику прикосновением, непонятно.

Дисциплина занимается не только изучением. Она имеет и практическую составляющую. То есть учит, как преодолеть ту или иную проблему в организме. В России есть специалисты, которые много лет работают в этом направлении. Например, доктор медицинских наук Людмила Васильева. Кстати, в списке литературы пунктом выше есть ее книга.

Помимо прочего, кинезиология укрепляет психофизическое здоровье ребенка. Как происходит работа специалиста с детьми? Через 5 форм взаимодействия:

  • Кинезиологическая гимнастика. Улучшает межполушарное воздействие. А это, в свою очередь, улучшает внимание и запоминание, повышает концентрацию внимания и развивает мыслительную деятельность.
  • Дыхательная гимнастика. Позволяет развить самоконтроль и ритмику.
  • Точечный массаж. Воздействие на биоактивные точки.
  • Упражнения на мелкую моторику. Происходит стимуляция речевых зон головного мозга.
  • Упражнения на расслабление. Помогают снять напряжение.

Образовательная кинезиология

Кинезиология может быть полезной в образовательной деятельности. Она способна принести большую практическую пользу при работе с детьми в детском саду или в домашних условиях. Есть упражнения, способные помочь при той или иной проблеме. Они не подразумевают значительной физической активности и доступны каждому ребенку. Особенно актуальны занятия в ДОУ или дома для деток с отставаниями развития.

прикосновение

Благодаря кинезиологическим упражнениям усиливается взаимодействие между полушариями мозга. Работа полушарий словно синхронизируется за счет развития мозолистого тела. Некоторые упражнения направлены на тренировку правого, другие – левого полушария. «Правошарные» развивают творческие способности. «Левополушарные» улучшают память, помогают преодолеть проблемы с математикой и числами.

Грубо говоря, эти занятия как бы вытягивают потенциал, заключенный в теле ребенка. Они стимулируют интеллектуальный процесс. Есть известный комплекс упражнений под названием «Ритмирование», направленный на формирование связей между полушариями. Он приведен в статье на этом сайте. Есть и другие комплексы. Упражнения можно взять из методички в списке приведенной литературы.

Ритмировать организм помогает дыхательная гимнастика. Дыхание – ритм, которым человек может управлять. Его нарушение может привести к проблемам в психическом развитии ребенка. Умение контролировать дыхание формирует самоконтроль. Это очень полезно для детей с СДВГ и разными проблемами адаптации: расторможенностью, агрессивностью и т.д. Дыхательная гимнастика учит правильно дышать носом, а не ртом. Это, в свою очередь, воспитывает речевое дыхание.

Логопедическая кинезиология – упражнения для мозга

В последние годы увеличилось количество детей с недоразвитием речи. Чтобы справиться с этими нарушениями, нужна комплексная коррекционная работа. В том числе кинезиология в логопедии. Хорошая, внятная речь – одно из важных условий полноценного развития. Логопедическая гимнастика снижает тревожность, улучшает речь, повышает стрессоустойчивость и навыки коммуникации.

речевая разминка

Упражнения следует проводить ежедневно, желательно по утрам, по 15-20 минут, минимум 6-8 недель. Со временем можно усложнять – например, ускорить темп. Или предложить детям закрыть глаза, чтобы «выключить» зрительный контроль. Или же легко прикусить язык, чтобы исключить речевой контроль. Вот комплекс упражнений, который можно предложить:

  1. Колечко. По очереди перебираем все пальцы рук, соединяя их с большим в кольцо. Делаем в прямом и обратном порядке сначала каждой рукой по отдельности, потом вместе.
  2. Кулак-ребро-ладошка. Рука поочередно сменяет три положения на плоскости стола: кулаком, ребром и раскрытой ладонью. Делается одной рукой, потом второй, потом обеими сразу по 8-10 раз.
  3. Лезгинка. Сложное упражнение, которое не у всех сразу получается. Левую руку сжимаем в кулак, отставляем большой палец в сторону, кулак разворачиваем пальцами к себе. Правую руку разворачиваем горизонтально в прямую ладонь и прикладываем к мизинцу левой. Потом одновременно меняем положение обеих рук. Повторяем 8-10 раз. Со временем можно увеличивать скорость.
  4. Ухо-нос. Левой рукой прикасаемся к кончику носа, правой – к противоположному уху. Одновременно отпускаем, делаем хлопок и меняем положение рук.
  5. Горизонтальная восьмерка. Рисуем на бумаге знак бесконечности сначала правой рукой, потом левой, потом обеими сразу.
  6. Зеркальное рисование. В каждую руку берем по фломастеру и одновременно рисуем на листе симметричные зеркальные рисунки. Можно зеркально раскрашивать шаблоны.

Иллюстрации к «Лезгинке» и еще нескольким интересным упражнениям приведены по этой ссылке. А в Ютубе можно посмотреть этот и этот ролики, где детишки делают упражнения.

Еще несколько слов о кинезиологии

Одно из направлений дисциплины – психотерапевтическая кинезиология. Ее автор – российский врач-психотерапевт Ирина Чобану. Для коррекционной работы применяется комплекс методик, которые лечат стрессы и аффективные расстройства. Антистрессовое направление в терапии и в психологии применяется, в том числе, в работе с детьми. Автор использует свой метод при детской гиперактивности и дефиците внимания, логопедических проблемах.

Многие специалисты считают, что большое количество нарушений в нашем самочувствии вызывается стрессами. В кинезиологии есть концепция «3 в 1», по ней проводятся курсы. Это достаточно новый терапевтический метод, второе его название – «Единый мозг». Он способствует поиску и устранению травм прошлого, которые негативно влияют на реальность. Детям помогает справиться со сложностями в обучении, неусидчивостью и плохим восприятием информации.

Кинезиология развивается, течений и концепций у него достаточно много. Интересно было бы почитать отзывы тех, чьи дети проходили занятия по направлению. Вполне допускаю, что многие просто не в курсе, какие именно упражнения дают детям в садике. Возможно, кинезиология распространена больше, чем о ней слышит средний взрослый.

 

    Добавить комментарий
    Необходимо согласие на обработку персональных данных
    Повторная отправка формы через: